Адаптация ребёнка в семье

(рекомендации психолога)

 

  Несомненно, с появлением ребёнка жизнь семьи наполниться новым смыслом и содержанием. Появится цель, уйдут скука и однообразие, новоиспеченные родители испытывают новые чувства, будут делать открытия вместе с ребёнком.

Появление ребёнка в доме для Вас большая радость, которой Вы хотели бы поделиться с родственниками, друзьями, хочется устроить праздник. Но лучше, если вхождение ребёнка в дом будет проходить без лишнего ажиотажа, возбуждения, суеты, в спокойной обстановке.

Первые дни нежелательно приглашать   гостей. Ведь даже положительные эмоции, вызванные новыми условиями жизни, могут спровоцировать невротические реакции, перевозбуждение.

Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, советуем Вам обязательно придерживаться того режима, который был у ребёнка в детском учреждении. Приучать ребёнка к новому распорядку нужно постепенно.

Многие дети из дома ребёнка боятся спать одни, оставаться в комнате без взрослых. Ведь они всю прожитую жизнь были среди сверстников и взрослых. Поэтому первое время Вам придется поставить кроватку ребёнка к себе в спальню или   находится с ним в комнате, пока он не заснет.

Иногда на первых порах ребёнок замыкается в себе, испытывает страх, становится замкнутым, избегает контактов, не разговаривает почти ни с кем, не расстается с игрушками, боится их потерять, часто плачет, просит вернуть его обратно к детям или знакомым взрослым (если ребенок старше 3-х лет). На попытки установить контакт отвечает или агрессией, либо наоборот, апатичен, депрессивен. Замыкаясь в себе, он как бы защищает свое «Я». Ему нужно дать время освоиться и оглядеться. Мягкий стиль общения, без требовательных обязывающих интонаций, уважение его личного пространства – основные требования к поведению взрослых с таким ребёнком.

Прошло время. Ребёнок ко многому привык, взрослые освоились к новой роли и приобрели первый родительский опыт. Очень хорошо, если ребёнок оправдал ожидания. Но, иногда родители могут заметить, что мечты не совпадают с реальностью. Малыш, казавшийся ангелом, вызывавший при знакомстве слезы жалости и умиления – не кукла или заводная игрушка, а человек со своим характером, потребностями и капризами.

С его появлением возникли непредвиденные сложности в организации быта, приходится во многом себе отказывать, изменять привычный распорядок, жертвовать свободным   временем. Может случиться и так, что былое единодушие и взаимопонимание между взрослыми членами семьи рассыпается: у каждого свои взгляды на воспитание, своя система семейных ценностей, собственный опыт детско-родительских отношений и модели семьи.

Возникают масса вопросов и проблем, которым приемные родители оказались не готовы. Это вызывает дискомфорт, недоумение, растерянность. Изменение эмоций и чувств порождает ошибки, срывы в поведении как взрослых, так и ребёнка. Определенное охлаждение, неуверенность, а порой и усталость от изнурительной работы, связанной с уходом за ребёнком, вызывают раздражение, изменение настроения.

Могут появиться и «крамольные» мысли: а зачем он нам вообще был нужен, этот ребёнок, как было тихо и спокойно вдвоем? А может быть его вернуть туда, откуда взяли, ведь он уже привык к тому образу жизни, к сверстникам? Оправдывая себя, некоторые начинают искать в ребёнке недостатки, вызванные «ущербной» наследственностью: слишком подвижный, туго соображает, плохая память и тому подобные «дефекты», не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребёнка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно.

Нужно помнить, что сложно не только взрослым. Ребёнок, попав в новые условия жизни, испытывает не меньшие трудности, но выразить свои чувства и состояние словами он не всегда может. Они отражаются в его поведении.

Все родители, и приемные не исключение, хотят видеть детей красивыми, умными, талантливыми, то есть предметом своей гордости. Но чтобы ребёнок стал таким требуется не только желание, но и много труда, терпения и терпимости, чуткости и уважения к личности маленького человека, каким бы он ни был трудным.

Психолог советует.

1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Он неповторим. Помните, Ваши идеалы могут быть ему не по силам. Хуже всего из самого плохого в воспитании – это предсказывать ребёнку, что из него ничего не выйдет.

2. Не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Каждый ребёнок – неповторимая личность. У каждого – свой темп и планка развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнить ребёнка только с ним самим – сегодня он сделал лучше или хуже, чем вчера.

3.Уделяйте ребёнку постоянное внимание. Общаясь с ним, старайтесь находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть снизу-вверх. Разговаривая с ребёнком, чаще приседайте передним, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Держитесь ближе к ребёнку, старайтесь не повышать голос. Внимательно выслушайте ребёнка, при этом смотрите на него, мимикой реагируйте на слова.

4. Учитесь наблюдать за тем, на что способен ребёнок. Это должны быть не пассивная или отвлеченная осведомлённость, или присмотр. Активно смотреть или слушать – значит действительно обращать внимание на то, что ребёнок говорит и делает, или пытается сделать, что уже освоил, а что пока выше его способности или понимания. Наблюдение поможет Вам оценить, как идет развитие ребёнка, вовремя заметить те или иные сбои, проблемы в его развитии, поведении.

5. Когда ребёнок занят делом, не торопите и не подгоняйте его. У каждого человека свой темп развития, скорость усвоения знаний и овладения навыками. Кто-то схватывает все налету, но быстрее забывает, а до кого-то доходит не сразу, но запоминается навсегда. Кто-то может одновременно делать несколько дел, а кто-то сосредотачивается на чем-то одном и ничего больше вокруг не замечает. Дети отличаются не только темпераментом, но и особенностями памяти, внимания.

6.Старайтесь различать личность ребёнка и его поведение. Помните! Нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Оценивать старайтесь не личность, а поступок, дело, поведение. Не говорите: «Ты хороший мальчик (девочка)». Лучше скажите, что Вам понравилось в его поведении: «Мне понравилось, как ты сегодня аккуратно сложил игрушки», «Спасибо, помог мне убраться». Избегая общих оценочных суждений: «Ты хороший», фиксируйте внимание ребёнка на конкретных результатах его действий, поступков.

Очень важно в общении с ребёнком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребёнка. Это необходимо ему для самоутверждения и закрепления веры в себя.

Реакция на отрицательные проявления в поведении должна быть нейтральной или без эмоций. Дети иногда совершают плохие поступки с единственной целью – добиться внимания взрослого любой ценой. Если ребёнок провинился, необходимо подчеркнуть, что не он сам вызвал недовольство, а его поведение, поступок: «Ты мне нравишься, а вот твое поведение мне не нравится». Тогда ребёнок будет знать, что его любят, и стремиться избегать неодобрения.

Привыкание к семейным условиям длится примерно до полутора –двух лет. Об успешном преодолении первых трудностей адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменятся выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляются улыбка, смех. Ребёнок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».  У некоторых детей начинают расти новые волосы, из тусклых они становятся   блестящими, исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе. В своем поведении он уже не отличается от обычных детей.   Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребёнок.

Итак, главная задача – задача родителей – оказать ребёнку максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни – жизни в семье.

Помните, процесс этот достаточно сложен. Но опыт многих приемных семей показывает, что цель достигается, проблемы разрешаются, трудности преодолеваются, если в семье создана теплая среда обитания, добрые отношения.

Спокойствие, разумная снисходительности и любовь к ребёнку, вера в него, внимание и забота о нем помогут пройти все испытания.

Успехов Вам в этом нелегком деле – быть родителями!