У Вас будет ребёнок
(советы психолога для кандидатов в
усыновители, опекуны, приемные родители)
Обсудив с родными и взвесив свои возможности, подумайте о возрасте и особенностях ребёнка, которого решили принять в свою семью. Естественно, что вами движет желание помочь ребёнку сделать его счастливым.
Неплохо, если Вы задумаетесь над тем: ребёнок с какими чертами характера Вас не будет раздражать – медлительный, спокойный, застенчивый, малообщительный или активный, подвижный, разговорчивый. Лучше, если он не будет Вашей противоположностью.
Предлагаем Вам также взвесить плюсы и минусы при принятии в семью ребёнка того или иного возраста.
Ребенок от рождения до 1 года.
Плюсы: Вы начинает формирование личности практически с нуля, закладываете в его развитие все то, что хотите, его характер и интеллект будет формироваться вами;
- ребёнок не помнит никого из бывших родственников, с ними он ничем не связан, кроме наследуемых признаков (цвет глаз, волос, формы лица, носа, губ, особенности фигуры, тип нервной деятельности).
Минусы: трудно спрогнозировать появление некоторых, в первую очередь наследственных и психических заболеваний, которые обнаруживаются в более позднем возрасте.
От года до трех лет.
Плюсы: видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья ребёнка, а также заметить патологии развития;
- можно подобрать ребёнка, внешне похожего на кого-то из родителей;
- ребёнок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;
- ребёнок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;
- много передвигается, интересуется окружающим.
Это самый привлекательный возраст, вызывающий умиление, любование, положительные эмоции.
Минусы: нужно много времени уделять уходу за ребёнком, не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает подвижный и любознательный малыш;
- ребёнок подвержен различным заболеваниям, в большей степени респираторно-вирусным и инфекционным
От трех до семи лет
Плюсы: ребёнок наиболее самостоятелен и независим;
- можно определить отдельные черты характера, темперамент;
- проявляются его способности, склонности и интересы;
- от реже болеет;
- он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым.
Минусы: он еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, из жизни родственников и других людей, и, возможно, эти впечатления наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение.
Более подробную характеристику каждого возрастного этапа и особенности развития личности дошкольника Вы найдете в книгах:
- «Развитие личности ребёнка от рождения до года», Аверин В.А.,
Добрякова И.В., Осорина М.В., М.: Генезис, 2013г.;
«Ребёнок из неблагополучной семьи», Буянов М.И., М.: Просвещение, 1988г.;
«Психическое развитие младенца», Томас Бауэр, м.: Педагогика, 1991г.;
«Психическое развитие воспитанников детского дома», М.: Педагогика, 1990 (под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской);
«140 вопросов семейному психологу», Кислица Г.К., Нартова-Бочаров С.К., Потапова А.В., М.: Генезис, 2002г.;
«Усыновление: вопросы и ответы» Красницкая Г.С., М., 1997г.;
«Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка», Петровская Л.В.,
М. АСТ, 2016г.
«Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом», Романчук О.М. М.: Генезис, 2010г.
«В каждом ребёнке – солнце. Психология ребёнка от 0 до 11 лет», Хухлаева О.В., М.: Академический проект, 2016г.
«Затаенная боль. Дневник психоаналитика» К. Эльячефф,
изд. ИОИ (институт общегуманитарных исследований), 2017г